Продажа автобусов

Рынки автобусов в Беларуси, России и Казахстане будут защищены от зарубежных автобусов дальнего следования специальной 18%-й пошлиной. Она позволит активнее развиваться немногочисленным собственным производителям автобусов такого класса. И прежде всего – белорусскому МАЗу, который уже готов увеличить свою долю на рынках России и Казахстана.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) готовится отменить льготы на импорт междугородных автобусов класса «Евро-4» и установить для них 18%-ную ввозную пошлину. Напомню, что ЕЭК – это регулирующий орган Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП). То есть решения Комиссии распространяются на рынки Беларуси, России и Казахстана.

«Автобусный» вопрос ЕЭК будет рассматривать на заседании 10 сентября, пока же опубликован его проект. Вопрос о введении пошлины относится к автобусам дальнего следования длиной не менее 11,5 м с 41 посадочным местом и багажным отсеком от 5 куб. м. Как правило, именно такие машины используются на междугородных и международных маршрутах. Скорее всего, нулевая ставка будет сохранена для автобусов класса «Евро-5» с мощностью двигателя более 308 кВт, габаритной длиной более 13 м, не более чем 55 посадочными местами, объемом багажного отсека более 12 куб. м.

Предложение по введению пошлины первым прокомментировал министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев. «До недавнего времени в Таможенном союзе автобусы 4-го экологического класса никто не производил (российский автопром перешел на “Евро-4” лишь в этом году). Теперь производство есть, и будет правильным инвестиции предприятий поддержать, – сказал он. – 18%-ная ввозная пошлина не противоречит условиям ВТО – это максимально разрешенный уровень».

Автобусы такого типа на территории Таможенного союза сегодня выпускают завод «Волжанин», предприятия группы ГАЗ и КамАЗ, а также белорусский МАЗ. В Казахстане дальнемагистральные автобусы такого класса не производятся. У МАЗа это модели МАЗ-251 и МАЗ-231.

Увеличение пошлины скажется на цене импортируемых в ТС автобусов, что, конечно, поддержит собственных производителей. И тут в наиболее выгодном положении окажется МАЗ, который получит возможность намного активнее вести себя на самом емком рынке – российском. В отличие от ГАЗа и КамАЗа, белорусское предприятие имеет больший опыт выпуска автобусов (с 1995 года), а также более развитую технологическую базу в плане производства машин классов «Евро-4» и «Евро-5».

«Теперь Беларуси, несомненно, будет проще продавать свои автобусы на рынках России и Казахстана. Потому, конечно, мы активно содействуем тому, чтобы 10 сентября соответствующее постановление было принято, – сказал БДГ источник в Министерстве промышленности. – Дело в том, что хотя мы часто слышим о новых контрактах на поставку в Россию наших машин, но общая доля белорусских автобусов на рынке России остается очень низкой – около одного процента. Конечно, введение пошлины на «иностранцев» увеличит эту долю незначительно. Зато более значительно вырастет прибыль от таких продаж. Ведь дальнемагистральные автобусы такого класса стоят намного – в разы – дороже, чем обычные городские автобусы».

В самом деле, белорусские автобусы (всех классов) поставляются в Россию достаточно часто, но малыми партиями. Так, недавно 23 автобуса производства Минского автомобильного завода были поставлены в Иркутск. Из них 13 автобусов МАЗ-206 экологического стандарта «Евро-4» и 10 автобусов МАЗ-103 экологического стандарта «Евро-5» с двигателем Mercedes.

Как пишут российские «Ведомости», предстоящее увеличение пошлины заметно ударит по импорту, который в России уже серьезно сократился из-за введенного с сентября 2012-го утилизационного сбора. В первом полугодии нынешнего года импорт автобусов всех видов упал в 2,5 раза до 3262 шт., а его доля на российском рынке снизилась до 12,8%. Продажи автобусов в целом сократились на 16% до 26.888 штук.

Конкуренция усиливается накануне Олимпиады, чемпионата мира по футболу и предстоящих тендеров. Группа ГАЗ, например, в начале года сообщала, что для обслуживания магистральных маршрутов между олимпийскими объектами до конца 2013 года поставит более 700 автобусов ГолАЗ на шасси Scania классов «Евро-4» и «Евро-5».

Однако белорусы явно готовы и тут составить конкуренцию российским автопроизводителям. В 2011 году продажи новых автобусов (всех типов) в РФ распределились следующим образом: Россия — 55% , Корея — 8,7%, Италия — 8,5%, США — 6,3%, Франция -5,9%, Германия — 3,4%, Япония — 2,8%, Китай — 2,4%, Беларусь — 1,2%, другие марки — 5,8%. Однако введение пошлины наверняка поменяет этот расклад (в сегменте дальнемагистральных автобусов) в пользу белорусского производителя.

Между тем, неделю назад акции КамАЗа всего за два дня выросли почти на 23%. Некоторые издания связали эти события с новым раундом переговоров о покупке акций КамАЗа концерном Daimler, хотя никаких официальных новостей на эту тему не было. Другой вариант – то, что КамАЗ – стратегически важное предприятие, производящее более 50% автопарка российской армии. И новости о новом оборонном заказе могли оказаться определяющими. Но, как считают эксперты, предстоящая активизация КамАЗа как производителя автобусов тоже могла сыграть свою роль.

Хотя, думаю, если бы на фондовом рынке торговались акции МАЗа, они бы тоже заметно подросли в цене.

Опубликовано в Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*