Продажа автобусов в РФ и РБ

Продажи автобусов восстанавливаются куда медленнее, чем другие секторы коммерческого транспорта, а докризисных объемов достигнут в лучшем случае к 2015 г. При этом продажи импортной техники растут опережающими темпами.
С 2000 г. и вплоть до кризиса автобусный рынок в Беларуси рос в среднем на 10,5% в год, однако кризис существенно сказался на работе автопроизводителей. Согласно данным группы ГАЗ, на пике кризиса в 2009 г. продажи автобусов рухнули почти вдвое по сравнению с самым благополучным 2007 годом — до 11 869 штук, что соответствует уровню 1999 г. В денежном выражении рынок сократился на 56% до 440,3 млрд руб. из-за снижения бюджетов регионов и муниципалитетов на закупку пассажирского транспорта, резко подорожавших кредитов и недостатка собственных средств транспортных предприятий. Если бы не меры господдержки, рынок в 2009 г. мог бы сократиться еще на 4750 автобусов, или на 160,6 млрд руб., свидетельствуют подсчеты группы.

Господдержка подкачала

В отличие от других сегментов коммерческого транспорта продажи автобусов продолжают стагнировать: по нашим данным в России в прошлом году было поставлено на учет лишь 12 682 новых автобуса, всего на 13,8% больше, чем годом ранее. Более того, вторичный рынок даже продолжал сокращаться — на 10,2% до 26 394 автобусов. Правда, доля импортных подержанных автобусов в России, на которые, по данным Государственной транспортно-лизинговой компании (ГТЛК) в начале 2000-х гг. приходилось до 50% продаж, остается незначительной — около 3%.

Показанный в прошлом году результат вполне удовлетворительный — до кризиса темпы роста были ниже, а напрямую сравнивать ситуацию на рынке автобусов и легковых автомобилей не совсем корректно: в этих сегментах значительно отличается емкость рынка, говорит представитель группы ГАЗ. Кроме того, в прошлом году был существенно снижен объем госзакупок коммерческой техники: в 2010 г. на это было выделено лишь 13 млрд руб. против 30 млрд годом ранее, лишь часть по федеральной программе закупок шла на закупки автобусов, пояснил управляющий директор автобусного дивизиона группы ГАЗ Олег Печенежский. Поэтому тот рост рынка, который сейчас идет, объясняется в первую очередь возвращением коммерческого спроса, подкрепленного удешевлением лизинга, что стало ощутимо с середины 2010 г., говорит менеджер.

Продажи автобусов самой группы ГАЗ в 2010 г. выросли на 9,8% и составили 10 818 единиц. По собственным оценкам, группа ГАЗ обеспечила 70% всех продаж автобусов в прошлом году, причем наибольшую долю компания занимала в сегменте автобусов малого класса — 82% всех продаж. Спрос на новые автобусы иностранных марок рос значительно быстрее: по данным «Автостата», их продажи выросли на 51% до 2961 штуки, причем лидерами в сегменте иностранных машин стали Hyundai (продала 799 автобусов в 2010 г., рост на 55%) и китайская Yutong (523 автобуса, рост в 3,2 раза). Иностранные автопроизводители в основном специализируются на продажах междугородных и туристических автобусов, этот сегмент начал активно восстанавливаться, объясняет представитель MAN.

Опубликовано в Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*